Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  О ВОПРОСАХ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

О ВОПРОСАХ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Вопрос
«Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» в части размещения жилого дома, хозяйственных построек, ограждение приусадебного участка, а также размещение растений на приусадебном земельном участке. Информация о применении ТКП 45-3.01-117-2008

Размещение жилого дома, хозяйственных построек, ограждение приусадебного участка, а также размещение растений на приусадебном земельном участке должно осуществляться в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (далее - ТКП 45-3.01-117-2008), вступившим в действие с 1 июля 2009 года, и на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с органами архитектуры и градостроительства.
Согласно пункту 3.9 раздела 3 «Термины и определения».

ТКП 45-3.01-117-2008 хозяйственные постройки – это одноэтажные строения или сооружения нежилого назначения, размещаемые на приусадебном участке и предназначенные для обслуживания домовладения и земельного участка. В свою очередь, приусадебный участок рассматривается как земельный участок, на котором расположены усадебный жилой дом, хозяйственные постройки и ведется личное подсобное хозяйство (хозяйственная деятельность по производству сельскохозяйственной продукции).

Площади и планировка хозяйственного двора, объем личного подсобного хозяйства, состав хозяйственных построек зависят от площади приусадебного участка и характера его использования в поселениях различных типов. Состав и площади застройки объектов приусадебного участка в зависимости от размера приусадебного участка регламентированы пунктами 6.2.5 и 6.2.6 ТКП 45-3.01-117-2008.

Подпункт 6.2.6 ТКП 45-3.01-117-2008 устанавливает, что на приусадебных участках более 0,10 га допускается размещение хозяйственных построек и сооружений с рекомендуемой общей площадью, не более:
- сарай для содержания скота и птицы при максимальном личном хозяйстве — 45;
- то же, при среднем — 25;
- при минимальном — 15;
- сарай для хранения хозяйственного инвентаря и топлива — 15;
-хозяйственный навес — 15;
- помещение для приготовления кормов для скота — 20
- летняя кухня — 10;
- гараж — 25;
- баня — 12;
- теплица — 20;
- погреб — 10;
- летний душ — 6;
- навозохранилище — 6;
- уборная с мусоросборником — 3.

Приведенные положения, не означают, что невозможно строительство хозяйственных построек на участке площадью меньше десяти соток. В случае если площадь земельного участка меньше 6 соток, ТКП 45-3.01-117-2008 устанавливает возможность строительства хозяйственных построек общей площадью до 50 кв.м (всего на хозяйственные постройки), а площадью 6 соток и более - от 100 до 200 кв.м.

Размещение жилого дома, хозяйственных построек и растений на территории приусадебного участка регламентированы подпунктом 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008, в соответствии с которым от границ соседнего (смежного) участка отдельно стоящий жилой дом, пруд (или бассейн) следует размещать на расстоянии не менее 3 м, хозяйственные постройки, перголы и беседки (высотой не более 3 м) - на расстоянии не менее 1 м, вольеры с домашними животными - не менее 4 м, площадки временного складирования строительных материалов (высотой складирования не более 3 м) — на расстоянии не менее 1 м.

Справочно. В соответствии с пунктом 6.2.5 ТКП 45-3.01-117-2008 высота хозяйственной постройки, расположенной на минимальном нормативном расстоянии (1 м) от установленной границы, разделяющей смежные приусадебные участки, от уровня земли до свеса двускатной или односкатной стропильной конструкции, а также до верха парапета или нестропильной конструкции (плоской кровли) со стороны смежного участка должна составлять не более 3 м.
Расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая без содержания скота и птицы, гаража, бани), расположенных на соседних (смежных) участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.

Вместе с тем, в таблице 4 ТКП 45-3.01-117-2008, на основании санитарных норм, приведен перечень построек, к размещению которых на территории приусадебного участка устанавливаются более высокие требования. Требования таблицы 4 ТКП 45-3.01-117-2008 по величине санитарного разрыва от построек до зданий и сооружений не отменяют требований подпункта 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008 в части размещения хозяйственных построек на настоянии не менее 1 метра от границы соседнего (смежного) земельного участка.

Таким образом, при размещении построек, перечисленных в таблице 4, необходимо соблюдение двух нормативных показателей: расстояние до зданий и сооружений согласно таблице 4 и расстояние до границы соседнего (смежного) участка согласно подпункта 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008.

От границ соседнего (смежного) участка растения следует размещать, на расстоянии не менее, м:
- высокорослые (высотой более 3 м) — 3;
- среднерослые (высотой до 3 м) — 2;
- низкорослые (высотой до 2 м) — 1.
Требования по устройству ограждения приусадебного земельного участка установлены подпунктом 7.5 ТКП 45-3.01-117-2008, в соответствии с которым к ограждению приусадебного участка должны предъявляться следующие параметры и требования:
- высота ограждения устанавливается до 2 м, степень светопрозрачности - от 0 % до 100 % по всему периметру земельного участка».

При наличии ограждения приусадебного участка, расположенного по установленной (геодезически) границе земельного участка со стороны соседнего (смежного) приусадебного участка, проведение работ по устройству одним из владельцев соседних (смежных) приусадебных участков повторного ограждения (еще одного) является дублирующим ограждением.
К дублирующему ограждению, возведенному вдоль линии границы со стороны соседнего или смежного участка, применяются те же параметры и требования, которые установлены к устройству ограждения по линии границы со стороны соседнего (смежного) участка. Таким образом, высота ограждения устанавливается до 2 м, степень светопрозрачности - от 0 % до 100 %.

Ограждение земельного участка в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-117-2008 производиться в пределах уставленных границ земельного участка, выделенного для строительства и обслуживания жилого дома и не должно препятствовать обслуживанию земельных участков соседних (смежных) землепользователей.
При рассмотрении вопроса ограждения земельного участка, который является принадлежностью части жилого дома, находящегося в общей долевой собственности, в целях ТКП 45-3.01-117-2008 применяется понятие приквартирный участок жилого дома.

Ограждение вышеуказанного земельного участка осуществляется согласно следующим нормам и требованиям подпункта 7.5 ТКП 45-3.01-117-2008: при устройстве ограждений между приквартирными участками жилого дома, состоящего из двух и более квартир, необходимо обеспечивать зону не менее 1 м для обслуживания фасадов и крыши части дома смежной квартиры (квартир). Ограждение между приквартирными участками должно иметь высоту не более 1,2 м от уровня земли напротив фасада с окнами смежной квартиры (квартир) и не более 1,7 м - при их отсутствии, степень светопрозрачности ограждения устанавливается от 50 % до 100 % по всей высоте (если иное не согласовано в установленном законодательством порядке собственниками, совладельцами смежных квартир).

Принятые архитектурные решения ограждения приусадебного земельного участка подлежат согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства.


Вопрос.
Соблюдение нормативных правовых и технических нормативных правовых актов при строительстве жилого дома, хозяйственных построек, посадке плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке.

Ответ: Отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и изъятия земельных участков, находящихся в собственности граждан, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, рядом других нормативных правовых актов.

Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее – Положение), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» рассмотрение данных вопросов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

Минстройархитектуры осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973, и в его компетенцию не входит решение данных вопросов.

Согласно Положению, а также подпункту 9.3.1. Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», выдача разрешительной документации на строительство одноквартирного блокированного жилого дома и хозяйственных построек на придомовой территории входят в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с действующим законодательством, размещение жилого дома, хозяйственных построек, посадка плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке осуществляется на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с органами архитектуры и градостроительства.

Размещение жилого дома, хозяйственных построек, плодовых деревьев и кустарников на приусадебных земельных участках должно осуществляться в соответствии с ТКП 45-3.01-117-2008 "Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки", вступившим в действие с 1 июля 2009 года.

Согласно пункту 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008 хозяйственные постройки от границ соседнего участка следует размещать на расстоянии не менее 1 м, отдельно стоящий жилой дом - не менее 3 м, плодовые и декоративные деревья – 3 м, кустарники – 1 м.

Расстояния от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая без содержания скота, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от
5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Вопрос.
Принятие решения об узаконивании самовольно построенных строений на земельном участке и их государственной регистрации в установленном порядке.

Ответ: В соответствии с действующим законодательством решение вопросов узаконивания самовольно построенных строений на земельном участке входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

Минстройархитектуры, как орган государственного управления осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973, и не наделено правом решения данных вопросов.

На основании статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

Правовые отношения, возникающие при осуществлении самовольного строительства, регулируются Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802 (далее – Положение № 1802) и статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Указанным Положением № 1802 и пунктом 5 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении такой самовольно возведенной постройки установлен порядок принятия местным исполнительным и распорядительным органом следующих решений:
- о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
- о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;
- о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства состояние, с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 9.4 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», определен перечень документов, необходимых для принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о продолжении строительства или принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. (ред. от 30.12.2011) «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения права или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, а также государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом входит в компетенцию Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, расположенного по адресу: г. Минск, пер. Краснозвёздный, д. 12.

В соответствии со статями 17 и 18 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Дополнительно Минстройархитектуры сообщает, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», решения исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Интернет-ресурсы