Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

24.01.2017

Закупки в строительстве, что изменилось с 1 января 2017 года

Правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 января 2017 г. изменилось в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 "О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве" (далее - Указ № 380) и отменой Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве" (далее - Указ № 591).

Указом № 380 по аналогии с Указом № 591 установлено, что проведение закупок товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляется путем проведения:
1) подрядных торгов,
2) торгов на закупку товаров при строительстве (далее – торги),
3) переговоров.

В отличии от Указа № 591 Указ № 380 предусматривает возможность закупки товаров при строительстве на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах, что будет способствовать дальнейшему развитию системы биржевых торгов (подпункт 1.2 п. 1 Указа № 380).

Нормы Указа № 380 не распространяются на закупки товаров при строительстве в части закупки медицинских изделий. Государственные закупки медицинских изделий при строительстве объектов здравоохранения будут производиться путем проведения конкурсных процедур в порядке, определенном законодательством о государственных закупках товаров. Это обеспечит здоровую конкуренцию при закупке медицинских изделий, снижение цен на них за счет укрупнения объема централизованных закупок и как следствие, более эффективное расходование бюджетных средств (подпункт 1.2 п. 1 Указа № 380).

Учитывая многочисленные обращения организаций, которые осуществляли закупки товаров (работ, услуг) в рамках Указа № 591, в Указ № 380 введено понятие дефектного акта, как основания на закупку товаров при выполнении текущего ремонта.
В соответствии со статьей 51 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон №300-З) выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Дефектный акт - это один из первичных учетных документов в строительстве. Дефектный акт является основанием к осуществлению строительной деятельности, определяет объем работ, необходимый к выполнению, технические и коммерческие характеристики товаров, используемых при текущем ремонте и по своей сути является разновидностью проектной документации.

Подпунктом 1.3 п. 1 Указа № 380 установлено, что при проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются нормы статьи 57 Закона № 300-З, вступившей в силу 2 июля 2016 года, и исключающей участие в процедуре закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора процедуры закупок. Эти нормы не корреспондируется с законодательством, направленным на совершенствование организационной структуры субъектов хозяйствования и преимуществ их кооперации.

Подпунктом 1.4 пункта 1 Указа № 380 предусмотрены случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным, и исключение составляют случаи, указанные в подпунктах 1.6, 1.8 п. 1 Указа № 380, а также иные случаи, определенные Президентом Республики Беларусь.

Это обусловлено тем, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены (тарифы) на товары (работы, услуги) регулируются только при строительстве объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Кроме того учитывая, что государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, реализуются проекты значительной стоимостью, было предложено ограничить самостоятельность принятия решения этими организациями выбор подрядной организации при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более, по аналогии с нормами Указа № 591.

Также подпунктом 1.5 п. 1 Указа № 380 определен перечень случаев, когда обязательным является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случаях, когда требуется на основании подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 380 проведение подрядных торгов.

Приведенный в подпункте 1.4 пункта 1 Указа № 380 перечень случаев, когда проведение подрядных торгов обязательно, является исчерпывающим.

Таким образом, если строительство осуществляется за счет собственных средств заказчиков, то такими субъектами хозяйствования, с учетом подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 Указа № 380, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, биржевых торгов, переговоров.

По аналогии с Указом № 591 в Указе № 380 установлены случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов (подпункт 1.6. пункта 1 Указа № 380) не является обязательным. При этом в Указе № 380 дополнительно предусматривается возможность определять путем проведения переговоров поставщиков товаров (работ, услуг) в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций, а также выбирать организацию на ведение авторского надзора, когда разработчик проектной документации не может осуществлять такой надзор.

В случаях, предусмотренных в подпункте 1.6 пункта 1 Указа № 380, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов (подпункт 1.7 пункта 1 Указа № 380).

Выбор генерального подрядчика на строительство объектов жилья определенной серии дома осуществляется при формировании технико-экономических показателей плана застройки на стадии выделения земельного участка. Данная норма нашла отражение в подпункте 1.8 п. 1 Указа № 380. Также в этом подпункте Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять организации при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы и объектов Белорусской энергетической системы, а Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – специализированные организации по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

На основании подпункта 1.9 пункта 1 Указа № 380 не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Это означает, что организатор процедуры должен отклонять предложение участника, который включен в указанный реестр.

Проведение процедур и соблюдение требований Указа № 380 не требуется при строительстве:
- одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
- объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
- газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств (подпункт 1.11 пункта 1 Указа № 380).

Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право:
- разъяснять вопросы применения Указа N 380 (пункт 4 Указа № 380);
- устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подпункт 1.10 пункта 1 Указа № 380).
Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы