Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

13.03.2020

Жилье для многодетных, электродома и принцип «одного окна»: Министр архитектуры и строительства — о том, как меняется отрасль

Настрой — положительный

Год назад Президент подписал Директиву № 8, которая призвана изменить подходы к работе строительного комплекса. Активное развитие городов-спутников, жилье для очередников, внедрение принципа одного окна и цифровых технологий — в документе нашли отражение вопросы, интересующие как представителей стройотрасли, так и обычных граждан. Что изменилось в работе строительного комплекса за этот год, корреспонденту «Р» рассказал Министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок.

Стратегический документ

— Дмитрий Михайлович, год назад принята Директива № 8. На ваш взгляд, как идет реализация этого документа? 

— Действительно, Глава государства подписал Директиву «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» 4 марта 2019 года. Она затрагивает все самые важные направления нашей работы и является своего рода планом действий для строительного комплекса. Уже в мае 2019 года Совмином утвержден документ, который включает в себя определенные мероприятия, сроки их выполнения, а также ответственных исполнителей по каждому пункту директивы. Хочется подчеркнуть, что за прошлый год в строительной отрасли проделана большая работа по реализации основных направлений директивы, первоочередные мероприятия плана уже выполнены.

— Одной из задач документа было совершенствование системы госрегулирования в строительстве. Минстройархитектуры должно было стать основным регулятором и формировать госполитику в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Насколько успешно реализуется этот пункт? 

— Проделана определенная, достаточно масштабная работа. В июне прошлого года Президент принял Указ № 217 «О строительных нормах и правилах». Важный момент этого документа: в нем был определен единый регулирующий строительную деятельность орган госуправления — Минстройархитектуры. В развитие указа Правительство приняло постановление № 517, в котором установлены правила разработки, утверждения и применения строительных норм и правил.

— Что это изменит для отрасли?

— Ранее требования к проектированию, строительству зданий и сооружений были разбросаны по различным документам разных органов госуправления. Из-за этого нередко возникали правовые коллизии, когда в отношении одного объекта или технического решения действовало несколько документов. Принятие строительных норм и правил призвано кардинальным образом изменить эту ситуацию. Строительные нормы постепенно заменят действующие технические кодексы установившейся практики, при этом они будут устанавливаться исключительно Минстройархитектуры. 

Что немаловажно, строительные нормы исключают конкретные технические и объемно-планировочные решения, обязательные предписания, действующие ранее. Документами установлены только обязательные параметры безопасности. Такой принцип дает возможность снять технические барьеры при продвижении инновационных материалов и технологий, проектных решений. К слову, все наши строительные нормы полностью соответствуют европейским стандартам. В настоящее время Минстройархитектуры утверждены 32 строительные нормы и 1 строительное правило. В 2020 году планируется разработать еще 41 документ — 29 норм и 12 правил.

Непростые задачи

— Перед Минстройархитектуры поставили задачу нарастить к 2025 году долю строительства в ВВП страны до 6,3 процента. Какова эта доля сейчас? Удастся ли достигнуть запланированного показателя?

— Если говорить о показателях сейчас, то за прошлый год валовая добавленная стоимость по секции «Строительство» выросла на 3,1 процентного пункта. Это позволило отрасли обеспечить положительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, увеличив долю строительства в структуре ВВП до 5,6 процента. 

Что касается задач на перспективу, то в министерстве разработали комплекс мероприятий по обеспечению поэтапного выхода к 2025 году доли строительства в ВВП не ниже 6,3 процента. В него включены пятилетние и ежегодно утверждаемые государственные программы — «Строительство жилья» и государственная инвестиционная программа. Предусмотрены отраслевые меры, направленные на достижение заданных параметров и индикаторов, утверждаемых Программой социально-экономического развития на пятилетие, Национальной стратегией устойчивого развития — 2035. В частности, инвестиции в основной капитал должны составить не менее 25 процентов от ВВП (один из основных параметров экономической безопасности), также стоит задача ежегодно увеличивать объемы строительства жилья.

Если говорить о ценах на жилье, то за последние годы обеспечено не только сближение, но и опережение роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых домов, построенных с господдержкой. По данным за прошлый год средняя стоимость квадратного метра жилья, строящегося с господдержкой, без индивидуальных застройщиков, составила 926 рублей при заданном параметре в 1020 рублей.

— Как идет процесс сокращения количества и сроков административных про­цедур, упрощения порядка их осуществления? Можно ли говорить о полноценном внедрении принципа одного окна в стройотрасли?

— Думаю, говорить о том, что принцип одного окна внедрен окончательно, преждевременно, но эта работа продолжается. В конце прошлого года подписан Указ Президента № 492, преду­сматривающий в том числе сокращение количества и сроков административных процедур по заявлениям граждан, упрощение порядка их осуществления на всех этапах строительной деятельности. Например, из этого перечня исключены пункты, ранее предусматривающие необходимость получения физическими лицами экспертного заключения по архитектурному или строительному проекту и выдачу разрешения на производство строительно-монтажных работ. Это по своей сути также повлияло на сокращение сроков и количества административных процедур. 

— Весной прошлого года в Минстройархитектуры отмечали, что будет совершенствоваться существующий механизм аттестации участников строительных организаций. Эта мера призвана защищать рынок от недобросовестных участников. Что сделано в этом направлении?

— В настоящий момент разработаны проекты постановлений Правительства и Минстройархитектуры, предусматривающие усиление требований к генеральным проектировщикам и разработчикам разделов проектной документации на получение аттестатов соответствия первой-второй категории с учетом их опыта работы. Аналогичные изменения коснутся генпод­рядчика, подрядчика на получение аттестатов соответствия первой-второй категории. Здесь также будет учитываться их опыт работы.

Проекты этих документов рассмотрены на заседании общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Министерстве архитектуры и строительства.

Правильное решение жилищного вопроса

— В документе был прописан и ряд норм, касающихся населения. К примеру, с 2021 года срок очереди для нуждающихся многодетных семей сократится до одного года. Что уже сделано для этого? 

— Строительство жилья для многодетных семей всегда находилось на особом контроле. Ежегодно его объемы увеличиваются. Так, в 2017 году для многодетных семей построено 2706 квартир, в 2018 году — 8803, в 2019-м — уже 10 389. При этом в 2019 году направлено на улучшение жилищных условий 14 396 многодетных семей. В этом году на строительство планируется направить свыше 150 000 семей этой категории. Дополнительные меры приняты в Минске, где вопрос с жильем стоит особенно остро. Речь идет об Указе № 465, подписанном Президентом в конце прошлого года. Цель документа — сократить в течение двух лет очереди многодетных в столице и выполнить требование о направлении с 2021 года таких семей на строительство жилья в течение одного года с даты их постановки на учет.

Решать жилищный вопрос многодетным поможет и Указ № 345. Он предоставляет возможность досрочного использования средств семейного капитала на строительство жилья. Кстати, подавляющее большинство многодетных, состоящих на учете нуждающихся, уже выразило желание досрочно потратить данные средства именно на эти цели.

— В Директиве № 8 прописано, что вырастут объемы строительства арендного жилья. Есть ли какие-то конкретные планы в этой части? Получили ли предприятия какие-то послабления, способные простимулировать их активнее строить арендное жилье для своих сотрудников?

— В минувшем году в республике введено почти 140 000 квад­ратных метров арендного жилья. В этом году в планах построить 135 000 квадратных метров такого жилья, из которых свыше 91 000 квадратных метров — за счет средств местных бюджетов и более 43 000 квадратных метров — за счет средств субъектов хозяйствования. Больше всего арендных домов появится в Минской области (30,5 тыс. кв. м) и Минске (22,3 тыс. кв. м).

Востребованность арендного жилья в стране довольно высокая. Наибольшей популярностью пользуются небольшие одно-двухкомнатные квартиры. При этом плата за пользование этим жильем аккумулируется на соответствующих счетах и направляется на строительство новых арендных домов. 

Достаточное количество налоговых преференций для стимулирования строительства жилья, в том числе арендного, для работников организаций закреплено в действующем налоговом законодательстве. Так, организации имеют льготы по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, на недвижимость, прибыль, по подоходному налогу.

— Внимание в документе уделили и индивидуальной застройке. Планируется, что ежегодный объем строительства такого жилья должен составить не менее 40 процентов от общего объема. Каковы объемы индивидуальной застройки сейчас? 

— За последнюю пятилетку отмечается стабильно высокий уровень индивидуального жилищного строительства — 1,7—1,8 млн квадратных метров в год. Устанавливаемое Правительством задание (не менее 40 процентов от общей площади ввода) выполняется или перевыполняется. В текущем году в планах построить ориентировочно такое же количество индивидуальных домов.

В основном индивидуальное жилье возводится в малых населенных пунктах и сельской местности. В последнее время получает развитие индивидуальное индустриальное домостроение. Проекты разрабатывают домостроительные комбинаты, которые есть в каждой области. Для прилегающих к столице площадок перспективным направлением может стать возведение таунхаусов.

— Уделено внимание в документе и городам-спутникам — в этом году в части их опережающего развития сделано немало. Какие дальнейшие планы?

— В городах-спутниках в прошлом году введено в эксплуатацию более 107 000 квадратных метров общей площади жилья при задании 52,5 тыс. квадратных метров. Объемы жилья в городах-спутниках в дальнейшем будут только наращиваться. 

Целесообразность переселения жителей мегаполиса в города-спутники доказана временем и опытом разных стран, принимающих меры экономического характера для разгрузки густонаселенных городов и развития малых населенных пунктов. Очевидно, что развитие городов-спутников имеет большое значение для экономики страны. 

Как показал эксперимент строительства долевым способом многоквартирного жилого дома в Смолевичах для минчан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, мы идем по верному пути. Суть эксперимента заключалась в том, что этим гражданам независимо от даты их постановки на учет нуждающихся предоставлена государственная поддержка в виде субсидий, предусмотренных Указом № 240. Спрос на такие квартиры превысил предложение в несколько раз. Было принято решение расширить эксперимент на все столичные города-спутники, принят Указ № 466, определяющий порядок и условия строительства домов для минчан, состоящих на учете. 

В этом году принят еще один важный документ — Указ № 267, в котором определены подходы по направлению средств бюджета Минска на строительство жилья, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в городах-спутниках столицы. На мой взгляд, это тоже даст хороший толчок для опережающего развития таких населенных пунктов. 

Масштабная трансформация

— В директиве также стоит задача при проектировании и строительстве максимально использовать электрическую энергию в жилом фонде. Как идет ее решение?

— В Беларуси в 2020 году планируется построить 135 тыс. квадратных метров жилья, где электроэнергия будет использоваться для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Больше всего такого жилья появится в Минской области, почти 40 000 квадратных метров. В Брестской области будет построено 22 000 квадратных метров электрожилья, в Гомельской — 16,3 тыс., Гродненской — 14 000, Могилевской — 12,3 тыс. и в Витебской области — 11,3 тыс. квадратных метров. В Минске на этот период намечено строительство 21,3 тыс. квадратных метров жилья с использованием для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Работа уже ведется, началось проектирование таких домов.

— Насколько успешно идет цифровая трансформация отрасли? 

— Строительную отрасль действительно ожидает масштабная цифровая трансформация. На завершающей стадии находится подготовка проекта Указа «О цифровой трансформации управления жизненным циклом объекта строительства». Он преду­сматривает формирование единой информационной среды строительного комплекса, обеспечение перехода на электронное взаимодействие участников инвестиционно-строительного процесса посредством государственного строительного портала. В 2019 году мы уже реализовали проект по созданию ядра портала и формированию на его основе нескольких сервисов. Один из них — это библиотека конструктивных элементов для BIM-технологий. Работа в данном направлении продолжается.

— Как изменится система подготовки кадров для строительной отрасли?

— Надо признать, что за последние годы структура занятости населения сильно изменилась, появилось множество новых специальностей и профессий. В связи с этим в стране ведется работа по совершенствованию Национальной системы квалификаций, были определены приоритетные виды экономической деятельности для разработки профстандартов, в числе которых и строительство.

Совместно с Минобразования и Минтруда и соцзащиты мы уже приступили к поэтапной разработке профессиональных стандартов для новых видов трудовой деятельности в строительной отрасли. К примеру, в прошлом году утверждена секторальная рамка квалификаций для строительной отрасли и разработано 5 профессиональных стандартов («Общестроительные работы. Организатор строительного производства», «Возведение каменных и армокаменных конструкций», «Производство кровельных работ», «Выполнение штукатурных и малярных работ», «Работы по облицовке поверхностей плиткой»).

На строительных факультетах учреждений высшего образования при подготовке инженерных кадров строительного профиля в рамках концепции практико-ориентированного образования ведется планомерная работа по внедрению в учебный процесс принципов BIM-технологий в отношении к производственной деятельности будущих специалистов. Вопросы информационного моделирования включены в учебные программы профессиональных дисциплин.

Также постоянно совершенствуется содержание образовательных программ профессионального образования на основе анализа современных требований, предъявляемых работодателем. Так, в 2019 году обновлены образовательные стандарты по четырем специальностям среднего специального образования, обеспечивающим получение квалификации специалистов для строительной сферы.

Эта работа будет продолжена, подготовке кадров мы будем уделять очень большое внимание. Ведь современному специалисту требуется постоянно развивать профессиональные навыки, необходимые для решения усложняющихся производственных и управленческих задач, а также обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда.

Светлана Михович, газета "Рэспубліка"
Контакты
Адрес:
220048, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:
Отделение контроля, делопроизводства и обеспечения:
+375 (17) 327 19 34;


По обращениям граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

С 1 марта 2020 года подлежат регистрации и рассмотрению электронные обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступившие в Минстройархитектуры через специальную рубрику «Интернет-приемная» на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Основание: пункты 1 и 2 статьи 25 «Рассмотрение электронных обращений» Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц
Электронные обращения в адрес Министерства принимаются в разделе ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ.
Интернет-ресурсы