Новости, события, комментарии
01.10.2014
Курс — на формирование фонда арендного жилья
В Беларуси продолжает активно формироваться фонд государственного арендного жилья. В этом году он значительно прирос за счет перевода более 22 тыс. служебных и специальных служебных квартир в разряд арендных в соответствии с Указом № 563, вступившим в силу в апреле. На сегодня в целом по республике порядка 26,5 тыс. семей арендуют квартиры у государства, из них около 3,6 тыс. — в Минске. О перспективах развития этого направления недавно шла речь на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Несмотря на сложности с финансированием, строители постоянно наращивают темпы возведения жилья для коммерческого использования. Так, в 2012 году было построено 10,7 тыс. м2 (190 квартир), в 2013-м — 53,5 тыс. м2 (944 квартиры), с начала текущего года — более 118 тыс. м2 арендного жилья. Всего за это время было сдано в эксплуатацию порядка 3200 квартир, что позволило решить жилищный вопрос гражданам, которые не располагают финансовыми возможностями для участия в долевом строительстве.
— На 2014 год запланировано построить 320 тыс. м2 арендного жилья, из них больше половины уже сдано в эксплуатацию, — сообщил начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр ГОРВАЛЬ. — Остальные дома находятся на разных стадиях возведения. Если не будет проблем с финансированием, то строители со своими задачами справятся.
Больше всего в этом году планируется построить арендных квартир в Минске — 599. В разрезе по областям доведенные задания выглядят так: Гродненская — 428, Гомельская — 391, Брестская — 256, Могилевская — 215, Минская — 152, Витебская — 120 квартир. Если планы станут реальностью, то к концу года количество семей-новоселов достигнет 2121.
Взятый государством курс на формирование фонда арендного жилья будет продолжен. И если в настоящее время строительство арендных домов ведется исключительно за бюджетные средства (заказчиками выступают управления капитального строительства исполкомов), то в перспективе возможно привлечение частных застройщиков. Специалисты Минстройархитектуры сейчас изучают опыт других стран.
— В мировой практике существуют разные механизмы стимулирования инвесторов. Например, государственные преференции в виде льгот по налогам, земельному участку, подключения к коммуникациям и другие. Инвестор строит жилой дом и выходит на окупаемость своего проекта за счет установленной государством арендной платы для определенных категорий населения. При этом граждане, претендующие на это жилье, также отбираются по принципам их доходности, — рассказал Александр Горваль. — Может быть и другой принцип: строительство ведется на сугубо рыночных основах. Соответственно, застройщик устанавливает арендную плату, которая позволяет ему обеспечить возврат вложенных средств и получение прибыли. Государство же в индивидуальном порядке (адресно) компенсирует арендные платежи определенным категориям населения.
Следует отметить, что в большинстве развитых стран наблюдается значительное преобладание арендного жилья над тем, которое имеется в собственности граждан. Например, в Германии доля арендуемых квартир достигает 60 %, в Швеции — 70 %. Подобная ситуация была и в Советском Союзе, когда люди проживали в квартирах, но не являлись их собственниками.
Людмила ЗАХАРОВА, Республиканская строительная газета