Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

23.01.2015

Аттестаты соответствия: расставим все точки над «і»

Пожалуй, самым обсуждаемым нововведением минувшего года стало осуществление отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности при наличии аттестатов соответствия. Если поначалу некоторые участники рынка проектно-строительных услуг терялись в сомнениях о необходимости введения подобной процедуры, называя ее барьером в работе строительных организаций, то сейчас даже самые решительные консерваторы единогласно отмечают: новые условия действительно позволили повысить ответственность участников строительного процесса, что, безусловно, отразилось и на качестве работ.

Однако наряду с положительными изменениями введение новых правил породило дополнительные процедурные сложности. На самые актуальные вопросы, касающиеся получения аттестатов соответствия, сегодня отвечает начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Антонина ПЕТРУШИНА.

— Индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо планируют выполнять работы по текущему ремонту. Необходимо ли наличие аттестата соответствия?

— Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 года № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» утверждено Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В Приложении 1 к названному Положению определен перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в том числе для выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.

В Законе Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» текущий ремонт объекта определяется как совокупность работ (в том числе строительно-монтажных и пусконаладочных) и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 252, не требуется. Работы, относящиеся к текущему ремонту, определены в ТКП 45-1.04-206-2010.

— Необходимо ли наличие аттестата соответствия для выполнения работ на объектах пятого класса сложности?

— Наличие аттестата соответствия в таком случае не требуется.

Отмечу, что аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введена в соответствии с подпунктом 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Указ распространяет свое действие на возведение, реконструкцию и реставрацию, в том числе капитальный ремонт, объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности.

— Генеральный проектировщик имеет аттестат соответствия второй категории. Какой аттестат соответствия должен иметь субподрядчик, привлекаемый генеральным проектировщиком для разработки отдельного раздела проектной документации?

— Порядок заключения договора на выполнение проектных работ определен Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее — Правила на проектные работы).

Согласно Правилам на проектные работы:

  • генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров;
  • субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных разделов (частей) проектной документации, видов (этапов) проектных и изыскательских работ и (или) осуществление авторского надзора за строительством по отдельным разделам (частям) проектной документации, видам (этапам) проектных и изыскательских работ;
  • договор заключается при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 8.2).

Согласно пункту 14 Правил на проектные работы договор субподряда заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными названными Правилами и иными актами законодательства.

Таким образом, при привлечении генеральным подрядчиком, имеющим аттестат соответствия второй категории, для разработки отдельных разделов проектной документации субподрядчика, субподрядчик должен иметь аттестат соответствия первой — четвертой категории.

— На какие объекты строительства органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию?

— Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» определено, что до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014 года № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки».

Подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 установлено, что его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая вышеизложенное, органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию только по объектам, решение о проектировании и строительстве по которым принято после 1 апреля 2014 года.

— Правомерным ли будет привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, заключенного в 2013 году, в соответствии с Главой 8 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297?

— Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством разработаны в целях реализации абзаца третьего подпункта 28.1 пункта 28 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) и утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, которое в соответствии с пунктом 4 вступило в действие с 1 апреля 2014 года.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая изложенное, приводить в соответствие с требованиями указанных Правил договор, заключенный в 2013 году, не требуется. Следовательно, привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, в соответствии с Главой 8 Правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, будет являться неправомерным, поскольку указанное постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 года и не распространяет свое действие на договоры, заключенные до вступления его в силу.

Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы