Версия для печати:
Шрифт
Картинки
Вкл.
Выкл.
Закрыть
Печать
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги»: разбираем новшества с разработчиком

22 сентября 2020 года
Возведением, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог общего пользования необходимо будет заниматься, ориентируясь на обновленные нормативные требования. Какие новшества ждут дорожных строителей и проектировщиков, в чем преимущество СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги» перед ТКП 45-3.03-19-2006 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», разбирались участники тематического вебинара, организованного РУП «Стройтехнорм».

На волне нормотворчества
Считанные дни остаются до вступления в силу СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги». Постановление Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 26 декабря 2019 г. № 74 «Об утверждении и введении в действие строительных норм», в числе которых и документ по автодорогам, размещено на Национальном правовом интернет-портале Беларуси 22 июля нынешнего года. Через 60 календарных дней после их официального опубликования, как тому и подобает, строительные нормы автоматически вводятся в действие.
— Сегодня требования к проектированию автомобильных дорог изложены в ТКП 45-3.03-19-2006. После вступления в силу СН этот документ утрачивает силу, — акцентировал внимание главный специалист управления дорожного проектирования государственного предприятия «Белгипродор» Николай КРЕЧЕТНИКОВ. — Нельзя сказать, что в действующих нормах был какой-то определенный недостаток. И зарубежные коллеги, и непосредственные пользователи наших документов подтверждают, что уровень проектирования автомобильных дорог в Беларуси достаточно высок. Однако жизнь не стоит на месте: за 14 лет с момента принятия ТКП изменились и сами технологии, и применяемые материалы, и, естественно, требования, предъявляемые к ним. За последние годы в текст ТКП 45-3.03-19-2006 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» было внесено около пяти существенных изменений. 

Существенная переработка и дополнение
По словам разработчиков, требования ТКП 45-3.03-19-2006 претерпели немало изменений. В СН, например, не вошли многие моменты из ТКП, изначально носящие рекомендательный характер. Чтобы обеспечить единообразие в толковании, также были уточнены некоторые формулировки норм. 
— Если судить только по объему, то СН «Автомобильные дороги» практически в два раза больше своего предшественника. ТКП существенно переработан и дополнен, — подчеркнул Николай Владимирович. — В первую очередь изменения коснулись геометрических параметров. В частности, уменьшилось значение радиуса вогнутых вертикальных кривых для дорог первой-пятой категорий. По выпуклым вертикальным кривым ситуация обратная: они увеличились. К примеру, для дороги третьей категории наименьший класс выпуклой кривой в ТКП был равен 8 тыс., в новых СН речь о 10 тыс., по вогнутой кривой показатели снизились с 4 до 3 тыс. Изменились и расстояния видимости для остановки. На дорогах третьей-четвертой категорий они увеличились со 160 до 200 м и со 100 до 150 м соответственно. Дополнительно в СН приведены наименьшие радиусы плоскостей в плане для соответствующих скоростей, чего, например, не было в ТКП. Отмечу, что такие показатели не следует воспринимать односторонне, ведь безопасный радиус определяется и скоростью движения, и наличием виража. Те радиусы, которые приведены в СН, соответствуют виражам с уклоном 30 %. Для остальных случаев эти радиусы рассчитываются по соответствующей формуле. 
Существенное изменение параметров автомобильных дорог второй категории — еще одно новшество СН 3.03.04-2019. По предложению специалистов института БелдорНИИ и БНТУ, которые принимали участие в разработке этого документа, такие объекты решено обустраивать с четырьмя полосами движения без разделительной полосы. Данная новация вызвана в первую очередь тем, что на дорогах первой-второй категорий с остановочными полосами достаточно неопределенно складывается организация движения. Зачастую водители осуществляют обгон автомобилей справа, со стороны обочины, создавая тем самым аварийно-опасные ситуации. К тому же две полноценные полосы для движения в каждом направлении обеспечивают лучшую пропускную способность трассы.  
— В тексте СН есть запись: при капитальных ремонтах дорог второй категории допускается сохранение существующей двухполосной проезжей части. Если дорога обеспечивает необходимые требования классности и пропускной способности, то расширяться, действительно, нерационально. А вот в случае реконструкции или нового строительства однозначно говорим об увеличении полос до четырех, — уточнил главный специалист управления дорожного проектирования государственного предприятия «Белгипродор». 
По словам разработчиков, изменения коснулись и нормативных требований по проектированию кольцевых пересечений в одном уровне. По новым нормам данные узлы могут устраиваться при пересечении (примыкании) дорог при суммарной интенсивности движения на подходах к кольцу в интервале от 150 до 25 тыс. автомобилей в сутки. Почему порог именно в 150 автомобилей? Таким числом исключена необходимость проектирования данных транспортных узлов на дорогах низшей, шестой категории. 
С учетом требований ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования» специалисты откорректировали величины уширения проезжей части на закруглениях. Если в ТКП такой показатель определялся только радиусом закругления, то в новых нормах учитывается и характер транспортных средств, которые будут передвигаться по проезжей части. Чем более длинномерная техника используется, тем, естественно, большее уширение потребуется на одном и том же радиусе в плане. 
— Изменения внесены и в части максимальной крутизны откосов насыпи, возводимой из мелких пылеватых и глинистых грунтов с укреплением откосов посевом трав. Этот параметр уменьшен с 1,5 до 1,2 м. К сожалению, на практике не всегда удавалось придерживаться таких требований. Земляные работы зачастую выполняются в условиях избыточного переувлажнения грунтов, вместе с тем сроки строительства, как правило, очень сжаты. Откосы, укрепленные посевом трав, попросту не успевают сформироваться, уплотнение до конца не происходит, отсюда их существенные размывы, — поделился Николай Кречетников. — С учетом последних изменений в ТКП 45.3.03-112-2008 «Автомобильные дороги. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования» и ТКП 45-3.03-244-2011 (02250) «Автомобильные дороги. Дорожные одежды жесткого типа. Строительные нормы проектирования» откорректирован раздел «Дорожная одежда». В частности, упразднена технология устройства щебеночных оснований по методу заклинки. Сегодня активно используются щебеночные смеси оптимального состава, которые имеют равномерные прочностные характеристики по всей толщине. Учтено также применение асфальтобетонных смесей на резиново-битумных вяжущих для верхних слоев покрытий дорог первой и второй категорий. Предусмотрена возможность устройства капитальных типов одежд с покрытием из монолитного цементно-бетона на дорогах пятой категории. 
Существенные дополнения в СН «Автомобильные дороги» внесены в части расположения автобусных остановок. Отныне четко прописываются требования об обязательном выносе автобусных остановок на автомобильных дорогах первой-второй категорий за пределы земляного полотна. Раздел дополнен еще одной записью: установка павильонов, навесов на автобусных остановках, если они являются конечными в маршруте транспорта и предназначены только для высадки пассажиров, не осуществляется. 
В СН также предусмотрен раздел «Озеленение дорог», где приведены нормативные требования по выполнению снегозащитного и декоративного озеленения. В новых нормах обозначена и минимальная габаритность сооружений для пропуска диких животных над или под дорогой. Судя по информационным сводкам, проблема из года в год не теряет своей актуальности. Так, для сооружений над дорогой минимальный габарит по ширине должен составлять не менее 30 м, для сооружений тоннельного типа с пропуском животных под дорогой — не менее 15 м, трубного типа («лягушкопроводы») — не менее 1 м. 

Что дальше? 
По словам Николая Владимировича, окончательная редакция СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги» — не догма, при необходимости специалисты будут вносить в документ различные уточнения и изменения. В частности, даже сейчас уже несколько устарели ссылки на некоторые ТНПА, которые также прошли процедуру актуализации. С марта 2020-го взамен ТКП 172-2009 следует применять ТКП 636-2019 «Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и улиц населенных пунктов. А 1 сентября вступили в силу ТКП 059.1-2020 «Автомобильные дороги. Правила устройства» и ТКП 246.1-2020 «Автомобильные дороги. Покрытия из щебеночно-гравийно-песчаных смесей. Правила эксплуатации». Процесс нормотворчества, таким образом, не останавливается ни на минуту.

ВАЖНО
СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги» распространяются на возведение, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и устанавливают требования к их проектированию. Нормативный акт не затрагивает вопросы проектирования автомобильных дорог необщего пользования, улиц городов, поселков и сельских населенных пунктов, внутренних дорог промышленных предприятий, лесохозяйственных и временных дорог.

Республиканская строительная газета
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://mas.gov.by/ru/news_ru/view/nsn-30304-2019-avtomobilnye-dorogi-razbiraem-novshestva-s-razrabotchikomnnn-1265
© 2024, Министерство архитектуры и cтроительства Республики Беларусь