Версия для печати:
Шрифт
Картинки
Вкл.
Выкл.
Закрыть
Печать
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Как сделать систему повышения квалификации в строительстве более эффективной?

28 августа 2017 года
Необходимо укрепить связь системы повышения квалификации с производством, постоянно обучать кадры, возродить на новом витке институт наставничества, считают эксперты. Они поделились своим видением ситуации.

Обучение персонала для белорусских строительных предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Работа в условиях конкурентного рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации. Декан факультета строительства и недвижимости Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ Юрий ПРИМАК предлагает:

– Наступило время создавать такую систему, в которой еще более отчетливо будет прослеживаться связь образовательных и производственных структур. А для этого необходимо увязать интересы всех задействованных элементов.

От наставничества к управлению знаниями
Знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, быстро теряют свою актуальность в условиях стремительного внедрения инноваций. Как интегрироваться в этот процесс?

– Организация непрерывного целенаправленного образовательного процесса, связанного со стратегией, целями и задачами строительного производства,позволяет выстроить пирамиду из квалификационных уровней — руководителей, специалистов и рабочих, — считает к. т. н., доцент, профессор кафедры строительства и эксплуатации зданий и сооружений Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ Евгений САПОЖНИКОВ.

На каждом из этих уровней сегодня возможно задействовать различные виды, формы и методы обучения, полагают эксперты.

Это информационно-консультационные услуги, обучающие курсы, всевозможные тренинги, тематические семинары, стажировки руководителей и специалистов в организациях и на предприятиях отрасли,повышение квалификации, переподготовка.Данные образовательные услуги реализуются в очной, заочной, смешанной формах, дистанционно с использованием самых современных информационно-коммуникационных технологий, в группах и индивидуально.

При этом практико-ориентированный подход реализуется путем привлечения действующих специалистов и экспертов отрасли к участию в образовательном процессе, разработке актуальных, современных и востребованных бизнес-кейсов, профессиональных задач и иных современных практико-ориентированных элементов педагогических технологий.

– Важно возродить наставничество не просто следуя веянию моды, а так организовать систему управления знаниями, в которой наставник будет профильным специалистом и при этом обладать способностью и иметь возможность передавать свои знания, умения и навыки, — рассуждает Юрий Примак. —А для этого необходимо организовать обучение и (или) стажировки производственников-наставников. Мы в институте с нового учебного годаготовы обучать наставников с сопровождением их наставнической деятельности в организациях строительной отрасли.

Нужны центры сертификации кадров
Еще в течение 2014–2015 годов в пилотных секторах экономики были апробированы национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты, работа секторальных советов квалификаций и другие элементы национальной системы квалификаций. Эксперты считают: строительная отрасль готова к внедрению этих наработок, ведь существующая методикаработы находится на хорошем организационном уровне. В частности, создан ряд элементов системной работы с персоналом отрасли, апробированных и подтвержденных практикой на протяжении последних лет.

– Большинство специалистов высоко оценивают усилия Минстройархитектуры по созданию целостной современной Европейской системы кадрового обеспечения отрасли, — отмечает Юрий Примак. —Однако, по нашему мнению, следует более взвешенно относиться к субъективным предложениям по модернизации или упрощению отдельных существующих процедур, подготовки и аттестации специалистов. Это, по утверждениям авторов предложений, якобы может упростить деятельность субъектов хозяйствования?Но упрощение не всегда дает ожидаемое качество.

По словам собеседника, специалисты, работающие в системе повышения квалификации, надеются: при поддержке Минстройархитектуры в строительной отрасли будет создан секторальный совет квалификаций, а также центр сертификации кадров (центр компетенций). Основной задачей последнего станет оценка компетенций кадров отрасли и формирование заказов на обучение.

– Проделанная в этом направлении работа говорит о возможности создания в ближайшее время такого центра, — убежден Юрий Примак.

О социальной ответственности бизнеса
Рынок подразумевает сильную конкурентную среду. Образовательный рынок — не исключение. Но, по субъективному мнению собеседников «РСГ», большое количество частных образовательных учреждений, ставя во главу угла вопросы минимизации цены, а иногда и откровенного демпинга, в погоне за объемом продаж и борьбе за клиента полностью уходят от темы качества.

– Конкуренция — это плюс? Несомненно! — рассуждает Юрий Примак. —Но сопутствующая ей подмена полноценного обучения, тиражирование «репетиторства», «натаскивания на тесты» — очевидный минус. И, к сожалению, видим, что порой недобросовестные участники рынка оказания образовательных услуг, игнорируя социальную ответственность бизнеса, стараясь минимизировать свои затраты, подменяют образовательный процесс «выдачей корочек».

Зачастую и руководители предприятий в погоне за низкой ценой, не задумываясь о будущем своих работников и их производственных результатах, направляют рабочих, ИТР на «учебу» в сомнительные учебные заведения.

О сроках повышения квалификации
Требования о повышении квалификации работника один раз в пять лет существуют уже давно. При этом ни для кого не является секретом, что знания в наше время очень быстро устаревают. А между тем строительная отрасль сегодня — это высокотехнологичное и информационнонасыщенное производство.

– Посмотрите со стороны на ежедневную работу специалиста, —рассуждает Юрий Примак. —Часто это работа ведется по давно сложившейся схеме, под грузом ответственности и в условиях дефицита времени. Людям некогда, а порой и незачем думать о новом, современном, эффективном.Вместе с тем истинность теории проверяется практикой. Практические действия специалист осуществляет ежедневно, а теория со временем забывается, ее фундаментальные основы теряются, и начинает преобладать простота суждений и шаблонность действий.

Вот почему таким важным становится непрерывное образование или, как его еще называют, обучение через всю жизнь, через всю производственную деятельность. Минимальные требования повышения квалификации могут остаться прежними — один раз в пять лет. Но прогресс в стройотрасли не измеряется пятилетками…

– Все новое, что появляется в отрасли, включая и мировые достижения, должно быть доведено до каждого работника, изучено им и апробировано на практике, — рассуждает Юрий Примак. —А для этого необходимо создать постоянно действующую, дифференцированную, как по срокам, так и по формам, систему постоянного обучения.

Но с какой периодичностью учиться? Ответ прост: по мере необходимости. Периодичность обучения должна определять передовая практика современного производства. У работника должна быть возможность получить, освоить новые знания, умения «здесь и сейчас» — завтра, через неделю, месяц, год.

Инна ГАРМЕЛЬ, "Республиканская строительная газета"
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://mas.gov.by/ru/news_ru/view/kak-sdelat-sistemu-povyshenija-kvalifikatsii-v-stroitelstve-bolee-effektivnoj-937
© 2024, Министерство архитектуры и cтроительства Республики Беларусь